Различные варианты обслуживания систем пожаротушения и слаботочных противопожарных систем делятся на две основные категории: гарантийные и технические. Гарантийные работы могут выполняться силами компании производителя (его законным представителем) или компанией, занимающейся установкой оборудования. Целью обслуживания является обнаружение и устранение выявленных дефектов в течение определенного периода после ввода системы в эксплуатацию. Стоит при этом отметить, что гарантийное ТО противопожарных систем не производится в случаях, если в нарушении работоспособности оборудования виноваты владельцы. К примеру, гарантия не распространяется на обслуживание узлов системы, эксплуатация которых велась с нарушением эксплуатационного режима. Лишается гарантии оборудование, которое пытались модернизировать самостоятельно.
Техническое обслуживание выполняется с регулярностью согласно регламентам и включает в себя обслуживание различных компонентов системы пожаротушения и слаботочных противопожарных систем. Проверке подлежат:
- разного типа извещатели и устройства оповещения о пожаре;
- устройства автоматического тушения пожара;
- системы дымоудаления;
- внутренние противопожарные водопроводы;
- системы дистанционного контроля;
- системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
- источники резервного питания, обеспечивающие бесперебойную работу противопожарных систем.
Как уже было сказано, обслуживание проводят лицензированные организации, при этом соблюдение сроков проведения сервисных работ контролируется органами Государственного пожарного надзора. Нарушения сроков технического обслуживания, как и нарушения, выявленные в ходе плановых и внеплановых проверок, инициируемых контролирующими органами, могут повлечь за собой штрафные санкции, которые накладываются на руководителя, а штрафы эти немалые, учитывая важность задач и возможные риски, возникающие при пожаре. Поэтому важно без промедления обратиться к квалифицированным специалистам и заказать своевременно услугу технического обслуживания противопожарных систем.